Психологические проблемы подростков и пути их решения

Степень выраженности подросткового кризиса в последние годы уменьшилась. В этом возрасте человек выходит на путь взросления и самостоятельности, с которого уже не может свернуть.

В нескольких московских школах провели опрос: учителей и учеников просили назвать основные трудности, которые они испытывают в своих взаимоотношениях. Ребята пишут, что многие учителя не знают и не понимают своих учеников, не интересуются их внутренним миром, заботами и переживаниями, не учитывают их возрастных интересов. Среди высказываний учащихся встречается и мнение о том, что учителя слишком уверены в собственной непогрешимости и никогда не признают своих ошибок.

Подавляющее большинство проблем подросткового периода решается путем повышения самооценки. Биологически подростковый возраст связывают с физиологическими изменениями в организме, которые определяются половым созреванием. Если в детстве роли для ребенка определяют взрослые, то с наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения.

Заторможенность и нерешительность

Пример: девушка чувствует себя обязанной провести вечер с матерью, у которой возникли какие-то проблемы, и в то же время она стремится на свидание с другом, к которому испытывает нежные чувства. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки были бы синтезированы.

Психологические проблемы подростков и пути их решения

С этим явлением безусловно сталкивались все педагоги и родители, но не всем известны те психологические закономерности, которые обусловливают возникновение этого явления. В силу этого воспитатели порой допускают ошибки, способствующие появлению или усилению подросткового кризиса.

Потребность в мятеже

Иногда же бескризисное развитие является кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. И хотя механизм возникновения кризисов на различных этапах формирования личности по существу один и тот же, подростковый кризис отличается от всех прочих кризисов остротой и продолжительностью.

В это время со школьниками уже нельзя строить отношения по типу отношений с учащимися младших классов. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста».

Анализируя свое поведение и общение с другими людьми, подростки 13— 14 лет критично относятся к отрицательным чертам своего характера. Чувствуется, что ребята этого возраста очень переживают из-за своих плохих черт, которые, с их точки зрения, мешают им в дружбе и взаимоотношениях с людьми.

Признаки наркотической зависимости

Это приводит к аффективным вспышкам подростков и конфликтам. Таким образом, педагогические воздействия в подростковом возрасте не могут строиться без учета внутренней позиции ребенка. Более того, порой для достижения поставленной воспитательной задачи педагогу необходимо понять и перестроить внутреннюю позицию подростка. Внутренняя позиция играет роль и в образовании подросткового кризиса.

Их не устраивает отношение к себе, как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения; иные отношения их унижают и оскорбляют. 1.2.1.Стадии подросткового кризиса. Негативная фаза связывается с разрушением у подростка прежних и появление новых интересов. Все явления, которые мы уже описали и еще опишем, могут быть выражены с разной степенью.

Отдельные проявления подросткового кризиса. Негативизм проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Субъективные переживания — угнетенное состояние, тоска, подавленность – могут, к сожалению, скрываться и проявляться только в интимной жизни — дневниках, с близкими друзьями и т.д.

С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и безусловно положительный момент — подросток научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т.д. Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих — родителей, учителей и т.д.) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью – еще одно проявление подросткового кризиса.

Психологические проблемы подростков и пути их решения

В то же время адаптивные механизмы взрослого человека еще отсутствуют. Так, значительное число самоубийств в юности происходит не после длительного поиска альтернативных решений сложной проблемы, а вследствие мгновенного порыва.

Это, например, пубертатная эротика как школа любви без связанных с ответственностью последствий в будущем. Подросток еще не понимает соотношения между любовью, сексуальностью и ответственностью за последствия половой любви – и это нормально. В нем, особенно в мальчике, сочетается повышенное сексуальное напряжение со стремлением к идеалу (пример — «Натали» И.А. Бунина).

В период юношества у молодого человека возникает множество проблем — и множество проблем он создает для окружающих. Каждый подросток по-разному справляется с этим тяжелым временем, но есть общие проблемы, свойственные этому возрасту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *